Картон для плоских слоев гофрокартона (лайнер)

 

Лайнер (от англ. liner — прямой, ровный, гладкий) — это обобщенное название картона для плоских слоев гофрированного картона. В нормативной документации термин «лайнер» отсутствует. По классификации FEFCO (European Federation of Corrugated Board Manufacturers - Европейская ассоциации производителей гофрированного картона) лайнеры подразделяются на крафт- и тест-лайнеры.

Крафт-лайнер (от немецкого kraft — сила) — это картон, состоящий не менее чем на 80% из волокон целлюлозы. Оставшиеся 20% — любая смесь из первичных волокон (целлюлозы разных способов варки, полуцеллюлозы, древесной массы, макулатуры, соломы, тростника, льна, конопли и т.д.). Т.е. композиция картона многокомпонентна, однако, чтобы называться крафт-лайнером, процент вторичных волокон в нем должен быть минимальным. В международной практике крафт-лайнер, на 100% состоящий из крафт-целлюлозы (полученной сульфатным способом), также называют топ-лайнером. Крафт-лайнер — это многослойный материал. Количество слоев колеблется от двух до восьми в зависимости от возможностей картоноделательной машины. Чаще всего производят двухслойный крафт-лайнер — базовый коричневый слой состоит из вторичного волокна, а наружный слой, в основном, из длинноволокнистых первичных волокон. Крафт-лайнер, как правило, используют для производства изделий и тары с повышенными требованиями к механическим показателям.

Тест-лайнер также многослойный материал. Он изготавливается, в основном, из тех же компонентов, что и крафт-лайнер, но в другом соотношении. Обычно наружный слой подвергают специальной обработке: поверхностной проклейке, кашированию; всевозможные добавки придают тест-лайнеру специальные водоотталкивающие, морозостойкие, антикоррозионные и прочие свойства.

Производство картона для плоских слоев гофрокартона регулирует ГОСТ 7420-89. В соответствии с данным ГОСТом различаются лайнеры следующих марок: К-0 высшей и первой категории качества, К-1, К-2, К-3, К-4 первой категории качества.

 

По международным стандартам приняты следующие обозначения лайнера:

 

К (kraft) — лайнер, состоящий из целлюлозных волокон;

Т2 (test 2) — лайнер, состоящий из частично переработанных волокон;

Т (test 3) — лайнер, волокнистая композиция которого полностью состоит из вторичных волокон;

С (chip) — лайнер на основе макулатуры;

BW (fully bleached white) — крафт-лайнер из беленой целлюлозы;

WT (white top) — лайнер из вторичных волокон с верхним мелованным слоем;

MK (mottled kraft) — крафт-лайнер белого цвета с вкраплениями;

OY (oyster) — крапчатый тест-лайнер.

 

Для лайнеров нормируемыми являются показатели: сопротивление продавливанию, сжатие на коротком расстоянии (SCT), разрушающее усилие при сжатии кольца (RST), излом в поперечном направлении.

Выделяются лайнеры естественного «коричневого» цвета (brown) с использованием в композиции только первичных полуфабрикатов - сульфатной небеленой целлюлозы и полуцеллюлозы (kraftliner) либо с использованием вторичного макулатурного сырья (recycled или testliner). Причем в последнем случае применяют преимущественно макулатуру из отработанной картонной тары, имеющую собственное условное обозначение - ОСС (old corrugated containers).

Покровный слой лайнера может иметь пестрый «мраморный» (облачный) вид (mottled top liner), который достигается за счет применения беленой целлюлозы и уменьшения массы 1 м2 наружного слоя до 40 г и ниже. При этом формирование покровного слоя осуществляется из массы более высокой концентрации, что вызывает определенную флокуляцию волокон. В итоге достигается эффект «пестрой окраски».

Также производят лайнер с белым покровным слоем (white top liner) и небольшое количество мелованного лайнера (coated white top liner). В качестве полуфабриката для покровного слоя применяются беленая хвойная или лиственная целлюлозы либо их смесь. Лайнеры как наружные слои гофрокартона способствуют сохранению его формы. Именно от качества лайнера в значительной степени зависят свойства гофрированного картона, в том числе - прочность его в условиях эксплуатации и внешний вид упаковок из него. Наилучшая упаковка получается при использовании специально разработанного для этой цели сорта крафтлайнера, состоящего из двух слоев, как правило, чистой сульфатной целлюлозы или из сортированной вторичной сульфатной массы.

Используется также и тестлайнер, показатели прочности и жесткости которого слабее из-за значительной доли вторичной массы в его нижнем слое. Специальные сорта крафтлайнера используются для того, чтобы придать особые свойства гофрокартону и упаковке из него. Внешний вид улучшают беленые, разноцветные и с облачной поверхностью картоны. Лучшая влагостойкость достигается использованием лайнеров с различными покрытиями или ламинированных лайнеров.

 

Бумага для гофрирования (флютинг)

 

Понятие «флютинг» также, как и «лайнер», не фигурирует в нормативных документах на производство гофрокартона. Официальное название флютинга согласно ГОСТ 7377-85 — «бумага для гофрирования, предназначенная для изготовления гофрированного слоя гофрированного картона».

В зарубежных странах флютингом называют бумагу для гофрирования, произведенную из полуцеллюлозы (Semichemical fluting, SF). В основном, это масса, полученная путем неглубокой химической обработки хвойной древесины. Бумага для гофрирования, почти на 100% состоящая из вторичного сырья (макулатуры), называется веленштофф (Wellenstoff, WS). Рекуперационные волокна в среднем проходят трехступенчатую переработку, поэтому в волокнистой композиции веленштоффа все равно присутствует некоторый процент первичного волокна, что обеспечивает жесткость флютинга. Шренц (Schrenz) это бумага для гофрирования, а также материал для тест-лайнера самого низшего сорта с низкими техническими характеристиками, к которым выдвигают не столь жесткие требования.

Флютинг отличается грубостью поверхности на ощупь и менее эстетичен на вид, т.к. он предназначен для изготовления внутреннего слоя гофрокартона. Чаще всего состав по волокну флютинга аналогичен материалам, которые используются для изготовления тест-лайнера (Waste based fluting, WBF). Однако, при производстве гофрокартона и тары из него флютинг играет, пожалуй, самую важную роль — гофр принимает на себя основную нагрузку, и именно от технических характеристик бумаги для гофрирования зависят амортизационные свойства гофрокартона и тары из него. Бумага для гофрирования, обычно, представляет собой однослойный материал. В соответствии с ГОСТ 7377-85 флютинг подразделяется на следующие марки: Б-0, Б-1, Б-2 и Б-3 – клееные (К) и неклееные (НК). Бумага для гофрирования марки Б-2 массой 80 г/кв. м предназначена для изготовления микрогофра.

Поскольку бумага для гофрирования используется для изготовления внутреннего слоя гофрированного картона, ее физико-механические показатели должны обеспечивать стабильное качество при возникающих статических и динамических нагрузках (при складировании, штабелировании, хранении и т.д.) и, главное, обеспечивать сохранность гофра. Флютинг служит для поддержания определенного расстояния между поверхностными картонами и создает, таким образом, в гофрокартоне большой, с точки зрения сопротивления материалов, момент замедления.

На отечественном рынке представлены следующие марки бумаги для гофрирования: Бумага для гофрирования марки «Б-0», «Б-1», «Б-2», «Б-3».